Сайт "Новая Пенза". Всё о городе Пенза

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 8

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в ко­торых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.

(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора.

(17)Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но это­го «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.

(По Г. Черникову)

В каких(-ом) предложениях(-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание(-я), противоречащее(-ие) его позиции?

    1) 

1 – 3

    2) 

11, 12

    3) 

14

    4) 

28

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

разговорный стиль; рассуждение

    2) 

официально-деловой стиль; описание

    3) 

публицистический стиль; рассуждение

    4) 

художественный стиль; повествование и рассуждение

В каком предложении используется в усечённом виде известный фразеологизм-поговорка?

    1) 

11

    2) 

15

    3) 

23

    4) 

25

Из предложений 13 – 15 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Из первого абзаца выпишите все относительные местоимения.

Из первого абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Во втором абзаце найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Во втором абзаце найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В последнем абзаце найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь обоих видов – сочинительная и подчинительная. Напишите номер этого предложения.

Во втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в третьем абзаце текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

    1) 

сочетание книжных и разговорных синтаксических конструкций

    2) 

термины

    3) 

олицетворение

    4) 

сравнение

    5) 

ряд однородных членов

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 7

1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьёзные и смешные.

(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.

(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, – вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

(По К.Г. Паустовскому)

Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

    1) 

Мир бесконечно разнообразен, и люди не в состоянии увидеть всю его красоту.

    2) 

Человек всегда жалеет о быстротечности времени.

    3) 

Люди обычно не сожалеют о том, что не могут увидеть весь мир.

    4) 

Можно увидеть необыкновенно много и не покидая родных мест.

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

публицистический стиль; рассуждение

    2) 

публицистический стиль; повествование и рассуждение

    3) 

художественный стиль; повествование

    4) 

разговорный стиль; повествование и рассуждение

В каком из перечисленных предложений встречаются контекстные антонимы?

    1) 

10

    2) 

2

    3) 

11

    4) 

15

Назовите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ (предложение 5).

 

Из предложений 6 – 11 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного.

 

Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

 

Среди предложений 14 – 19 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

 

Среди предложений 1 – 11 найдите предложение с необособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

 

Среди предложений 3 – 14 найдите сложноподчинённое предложение с двумя однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

 

Среди предложений 12 – 19 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1 – 11. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

    1) 

сравнительный оборот

    2) 

градация

    3) 

эпитеты

    4) 

антонимы

    5) 

синтаксический параллелизм

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 6

(1)Однажды я услышал разговор двоих.

(2)Одному было семь лет, а другому на сорок больше.

(3) – Ты читал «Тома Сойера»?

(4) – Нет.

(5) – А «Вия»?

(6) – Нет.

(7) – Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

(8)И правда, можно было позавидовать. (9)Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Всё это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. (18)Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет.

(19)Никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника, игнорирующего мир книг. (20)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(21)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (22)Ребята, с которыми я разговаривал в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. (23)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (24)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов.

(25)Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.

(С. Михалков)

В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?

    1) 

9

    2) 

16

    3) 

18

    4) 

20

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

научный стиль; повествование

    2) 

художественный стиль; рассуждение

    3) 

деловой стиль; рассуждение

    4) 

публицистический стиль; рассуждение и повествование

В каком из перечисленных значений автор употребил слово ПРИМИТИВНОСТЬ (предложение 19)?

    1) 

наивность

    2) 

неразвитость

    3) 

невежество

    4) 

грубость

Укажите способ образования слова ПРИМИТИВНОСТЬ.

 

Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

Найдите среди предложений 13 – 20 простое безличное предложение. Напишите его номер.

 

Среди предложений 15 – 23 найдите предложение, осложнённое обособленным определением и однородными членами. Напишите его номер.

 

Какое из предложений 12 – 16 связано с предыдущим при помощи контекстного синонима и лексического повтора? Напишите номер этого предложения.

 

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

    1) 

метафора

    2) 

синтаксический параллелизм

    3) 

эпитет

    4) 

ряды однородных членов

    5) 

риторический вопрос

 

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 5

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11)Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12)Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19)Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)

Какая проблема осталась за рамками текста?

    1) 

Взаимоотношения читателя и писателя.

    2) 

Смысл общения человека с искусством.

    3) 

Доступность духовной жизни каждому человеку.

    4) 

Соотношение между старыми и новыми формами творчества.

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

разговорный стиль; повествование

    2) 

художественный стиль; рассуждение

    3) 

публицистический стиль; рассуждение

    4) 

публицистический стиль; рассуждение и повествование

В каком из перечисленных предложений автор употребил синонимы?

    1) 

8

    2) 

11

    3) 

3

    4) 

4

Из предложений 18 – 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 

Из предложений 16 – 17 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

Среди предложений 12 – 23 найдите предложение, в котором есть сравнительный оборот. Напишите его номер.

 

Среди предложений 1 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.

 

Какое из предложений 12 – 17 связано с предыдущим при помощи личного местоимения и союза? Напишите его номер.

 

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

    1) 

метафора

    2) 

поэтическое обращение

    3) 

прямая речь

    4) 

ряды однородных членов

    5) 

синтаксический параллелизм

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 4

 

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(По Д. Гранину)

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

    1) 

Пушкинский призыв к милосердию в дальнейшем нашёл отражение в русской литературе.

    2) 

Художественная литература способствует воспитанию в людях милосердия.

    3) 

Русская литература смогла завоевать народное признание выражением сострадания к человеку.

    4) 

Милосердие унижает человеческое достоинство.

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

публицистический стиль; повествование

    2) 

художественный стиль; описание

    3) 

публицистический стиль; рассуждение

    4) 

разговорный стиль; повествование

В каком значении употреблено слово ПАДШИЙ (предложение 10)?

    1) 

погибший, убитый

    2) 

побеждённый

    3) 

утративший доброе имя и достойное положение в обществе

    4) 

утративший душевную энергию и ожесточившийся

Назовите способ образования слова БЕСКОНЕЧНО из предложения 10.

Из предложений 3 – 6 выпишите краткое прилагательное.

Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Среди предложений 6 – 10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является безличным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 5 – 10 найдите предложения, в которых есть сравнительный оборот. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 5 – 10 назовите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

    1) 

метафора

    2) 

парцелляция

    3) 

эпитеты

    4) 

риторические восклицания

    5) 

ряды однородных членов