Сайт "Новая Пенза". Всё о городе Пенза

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 5

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11)Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12)Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19)Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)

Какая проблема осталась за рамками текста?

    1) 

Взаимоотношения читателя и писателя.

    2) 

Смысл общения человека с искусством.

    3) 

Доступность духовной жизни каждому человеку.

    4) 

Соотношение между старыми и новыми формами творчества.

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

разговорный стиль; повествование

    2) 

художественный стиль; рассуждение

    3) 

публицистический стиль; рассуждение

    4) 

публицистический стиль; рассуждение и повествование

В каком из перечисленных предложений автор употребил синонимы?

    1) 

8

    2) 

11

    3) 

3

    4) 

4

Из предложений 18 – 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 

Из предложений 16 – 17 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

Среди предложений 12 – 23 найдите предложение, в котором есть сравнительный оборот. Напишите его номер.

 

Среди предложений 1 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.

 

Какое из предложений 12 – 17 связано с предыдущим при помощи личного местоимения и союза? Напишите его номер.

 

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

    1) 

метафора

    2) 

поэтическое обращение

    3) 

прямая речь

    4) 

ряды однородных членов

    5) 

синтаксический параллелизм