Сайт "Новая Пенза". Всё о городе Пенза

 

Задания ЕГЭ. Морфемика и словообразование. Задача 4

 

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(По Д. Гранину)

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

    1) 

Пушкинский призыв к милосердию в дальнейшем нашёл отражение в русской литературе.

    2) 

Художественная литература способствует воспитанию в людях милосердия.

    3) 

Русская литература смогла завоевать народное признание выражением сострадания к человеку.

    4) 

Милосердие унижает человеческое достоинство.

Определите стиль и тип речи текста.

    1) 

публицистический стиль; повествование

    2) 

художественный стиль; описание

    3) 

публицистический стиль; рассуждение

    4) 

разговорный стиль; повествование

В каком значении употреблено слово ПАДШИЙ (предложение 10)?

    1) 

погибший, убитый

    2) 

побеждённый

    3) 

утративший доброе имя и достойное положение в обществе

    4) 

утративший душевную энергию и ожесточившийся

Назовите способ образования слова БЕСКОНЕЧНО из предложения 10.

Из предложений 3 – 6 выпишите краткое прилагательное.

Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Среди предложений 6 – 10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является безличным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 5 – 10 найдите предложения, в которых есть сравнительный оборот. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 5 – 10 назовите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

    1) 

метафора

    2) 

парцелляция

    3) 

эпитеты

    4) 

риторические восклицания

    5) 

ряды однородных членов